Вами отобраны для проекта актеры: 0

Екатерина Стручкова: «Свежие лица ищите в провинции»

image-10-01-15-09-41 (1).png

Об особенностях работы кастинг-директора сегодня рассказывает Екатерина Стручкова, на счету которой такие известные проекты, как «Легавый», «Убить Сталина», «С чего начинается Родина», полнометражный фестивальные фильм «Жажда».


Как вы стали кастинг-директором?


- Я пришла в эту профессию довольно случайно. У меня два образования – медицинское и социальная работа, еще я занималась реабилитацией инвалидов. Как-то друзья-телевизионщики и киношники пригласили меня на реалити-шоу экспертом по медицинским вопросам, а говорят: «Слушай, а давай-ка к нам в кино! Ты сможешь, актеры – это почти твои пациенты, их всех надо холить и лелеять. Будешь заниматься актерской занятостью». Так я стала менеджером по работе с актерами в компании «Леан-М».


Помните свой первый проект?


– «Сердцеедки» на канале СТС. Поначалу мне было страшно, команда совсем молодая. Вела занятость, делала графики, осуществляла контроль над ассистентами по актерам, потому что было очень много артистов и надо было следить, чтобы правильный подход был к каждому. Конечно, в первую очередь, наша профессия – это кастинг. Но у нас должен быть и коннект с актерами, мы должны быть для них любимыми и родными, каждый должен чувствовать, что он для нас самый главный актер. А потом мне предложили подыскать пару персонажей для полного метра, фильм назывался «Третье желание», очень интересная работа, яркая, оптимистическая история. У нас там снялся Александр Анатольевич, ви-джей MTV, очень известный человек в шоу-бизнесе. В главной роли дебютировал Сергей Губанов. Фильм шел на большом экране. Потом я работала на полнометражном фильме «Чужая», режиссера Антона Борматова, того, который сейчас снял фильм «Около футбола». Я подобрала таких интересных актеров, как Евгений Мундум – ведущий артист Ярославского театра, Евгений Ткачук, Анатолий Отраднов – хороший был актер, царствие ему небесное, погиб в тридцать лет… Так вот я стала кастинг-директором.


- Работаете в одной компании или вы фрилансер?


– Работаю в разных проектах от разных компаний. Но всегда веду только один проект, считаю, что плохо совмещать два проекта. Я не согласна, когда кастинг-директор работает как агент. Уже около трех лет я сотрудничаю с компанией Star Media Влада Ряшина. Начинала работать на проекте «Топтуны» для НТВ с известным в киношных кругах исполнительным продюсером Андреем Анохиным. Потом они меня позвали на проект «Легавый», который оказался очень успешным, и мы сняли «Легавый 2».


- Как работалось на историческом фильме, ведь там нужны совершенно иные типажи?


– Да, его действие происходит в 1948-53 годах. Плюс этого проекта в том, что нам дали возможность приглашать актеров из других регионов. Я похвастаюсь своей работой – у меня в проекте участвовали актеры Ярославского, Рыбинского, Костромского театров, актеры из Севастополя. В результате на экране появились новые интересные лица. Сериал прошел с большим рейтингом.


- А вот другие кастинг-директора считают, что на периферии искать некого, все уже давно в столицы перебрались…


– Мое мнение – там очень много талантливых актеров, с широким диапазоном, с большим театральным репертуаром. У них просто нет практики в кино. Если режиссер к ним правильно отнесется, не будет гнать конвейер, то этих актеров можно так раскачать, что они будут на уровне некоторых наших звезд. Взять тот же Ярославский театр им. Волкова – мой любимый. Под руководством Евгения Марчелли они каждый год «Золотые маски» получают! Просто для некоторых продюсеров сложно привозить актеров из Ярославля в Москву. На мой взгляд – оно того стоит. Я думаю, что фильм «Легавый» получил такие высокие рейтинги не потому, что у нас была пятерка медийных актеров, а потому, что у нас были очень интересные новые лица.


- Где нашли «уходящую» натуру?


- В Рыбинске, там можно было снимать 1953 год. В Москве такой натуры не найдешь. Я считаю, что это одна из серьезнейших моих картин.


А кто из медийных лиц в этом фильме снялся?


– Миша Горевой, Алена Полякова, Эдуард Флеров, очень глубокий московский актер Максим Щеголев. С ним вышла некоторая проблема, потому что он считается лицом Первого канала, а тут работа для НТВ – у нас же любят вешать ярлыки. Кастинг-директорам вместе с режиссерами приходится по этому поводу бороться с продюсерами канала. На каждом канале свои трудности. Для меня очень удобно, например, работать с Первым каналом, мне кажется, там самые адекватные люди. Очень хорошо мы поработали на фильме «Убить Сталина». Вместе с продюсерами канала мы утвердили главных героев, а потом уже спокойно набирали тех, кого считали нужным. На этом проекте, считаю, мне повезло – работала с замечательным режиссером Сергеем Гинзбургом, с актером Михаилом Пореченковым – обожаю его, он не конфликтный, не капризный, настоящий профессионал. У нас были Катя Вилкова, Саша Домогаров. И у нас были ярославские, рыбинские актеры – свежие лица.


- Почему вам нравится работать с провинциальными актерами? Кроме того, что они дешевле стоят…


– Наверное, потому, что им не так много работы предлагают, они более отзывчивы, не капризные, понимают, что на другой стороне баррикад тоже люди, и мы делаем одно дело, они умеют быть командой.


- Существует мнение, что на них налет провинциальности…


– Хочу сказать, что большинство тех, кто так говорит – сами из провинции. Я, например, москвичка в третьем поколении, у меня и бабушки, и дедушки – все из Москвы, про меня тоже говорят москвАчка. Не чувствую я никакого налета, если человек талантлив и пришел делать свою работу. Как правило, все недочеты сглаживаются, если продюсер не гонит смены и дает режиссеру поработать с артистом.


- Как быстро происходит адаптация театрального артиста перед камерой? Считается, что это разные профессии.


– Разные. Сейчас некоторые молодые актёры говорят «а нам театр не нужен, мы будем сниматься только в сериалах». Но я всё-таки считаю, что театр – это очень хорошая школа. Действительно, театральным актерам поначалу сложно, но если режиссер ставит правильную задачу и даст немного времени прорепетировать, то всё получится. Я видела, как режиссер Олег Фомин, который сам начинал актером, умело ставит новичка в кадр. Или Сергей Гинзбург даже из самого «туповочника» вытаскивает ту изюминку, которую ему надо, - и не особенно много времени на это тратит.


- Катя, скажите, при таком господстве производственных сроков и темпов, может ли кино оставаться искусством? Или это всё-таки продукт?


– Может! Могу привести примеры. На одном таком настоящем фильме я работала – это фильм «Жажда». Он получил много премий на фестивалях, в том числе за на «Кинотавре» жюри отметило его за лучший мужской ансамбль актеров, что мне особенно приятно. Это экранизация повести Андрея Геласимова о молодом парне, вернувшемся после Чечни. Снчл ее молодой режиссер Дима Тюрин. Я считаю, что это открытие на кинорынке, очень серьезный режиссер. Он сделал эту картину так, что все поверили, что после войны жизнь есть, даже, если у тебя изуродовано лицо и тебе кажется, что всё кончено. Фильм заряжен позитивом, верой в людей, это настоящее искусство. Настоящим кино я считаю фильмы «Первый в космосе» и «Легенду 17». В них опять появились Герои – а это так нужно сегодняшнему зрителю.


- Вы называете полные метры, а можно ли сделать высокохудожественными сериалы?


– Можно. И мы все-таки стараемся это делать. Тут многое зависит от личности продюсера. Еще раз назову своего продюсера Андрея Юрьевича Анохина, который всегда заинтересован, чтобы его проекты были сделаны на высшем уровне. Это единственный исполнительный продюсер, который всегда сидит у монитора. Он всегда на площадке, дискутирует с режиссерами, готов пробовать что-то новое. Это опять же единственный продюсер, который говорит мне: «Кать, ты как кастинг-директор должна до конца быть на проекте». И я всегда выезжаю в экспедиции, всё контролирую на площадке, встречаю актеров, хотя у меня есть ассистент. В нашем деле такое редко бывает, как правило, кастинг сделан – всё, кастинг-директор передал дела ассистенту. Я выхожу на площадку, считаю, что нет ничего зазорного, чтобы поухаживать за актером. Учу своих ассистентов: «Ты на площадке не только кофе подаешь или текст, ты должна быть другом, а иногда и воспитателем».


Расскажите, пожалуйста о своем отношении к агентам и агентствам. Нужны эти посредники или нет?


– Нужны, если они реально любят и заботятся о своих актёрах. У каждого актера, я считаю, должен быть либо агент, либо администратор. Потому что есть моменты, которые не нужно знать актеру. В первую очередь, с агентом можно спокойно договариваться о деньгах, обсуждать все детали по райдеру, по договору, по документам. Актеру это не нужно, его работа – творческая! Потом опять же, занятость. Актеру некогда этим заниматься, а агент графики ведет, всегда вовремя вызовет, позаботится о доставке. Это очень удобно.


- Вы работаете с агентством Татьяны Трубниковой?


– Да, конечно, бывает, звоню и говорю: «Девочки, нужен актер прямо сегодня вечером». И всегда актёры находятся, причем разные – и подешевле, и подороже.


- Что вам нужно от актёра, чтобы отобрать его на кастинг?


– В «Жар-птице» у актеров есть шоурилы, это очень удобно. Показываешь их режиссеру – и он уже сразу видит, «его» это или «не его». Это сокращает время. Потом отобранных вызываем на кастинг. Я считаю, что у каждого актера должен быть свой шоурил, и мы идем к этому, благодаря Татьяне. Я не люблю, когда кастинг-директора по 100 человек вызывают на кастинг. Ну зачем? Это режиссеру тяжело, всем тяжело. По шоурилу отобрал пятерых – и будет более точное попадание.


- Как должен актер вести себя на кастинге?


– Он должен быть подготовленным – с выученным текстом, с приятным, ухоженным внешним видом. Он должен немного поработать над своим образом, должен знать что-то о проекте, куда пробуется. Кстати, зачастую неподготовленными приходят те, кто считает себя звездами. Они думают, что уже все словили, и чуть ли не считают, что кастинг-директора должны им и текст в голову вложить. Правда, где бы взять такую вакцину в актерский мозг, чтобы текст сразу запоминался? А некоторые еще требуют себя загримировать, помыть голову, причесать и переодеть. Бывает и такое. Настоящие звезды себя иначе ведут на кастинге. Вот у меня на проект «С чего начинается Родина» режиссера Рауфа Кубаева на кастинг пришла Елена Сафонова. Она не задала вопрос «чего меня пробовать, я звезда», как у нас многие молодые себе позволяют. Она пришла с выученным текстом, со своим костюмом и туфлями – она была полностью подготовлена. Так же вела себя и Юлия Снегирь. Я ее несколько раз вызывала на кастинг, она всегда приходила с костюмом, подготовленная по тексту и уже почитавшая о проекте. Юля никогда не говорит «я считаю так», она всегда спрашивает, умеет обаять режиссера. Она всегда работает над собой, вот поэтому и востребована.


- Катя, не жалеете ли Вы, что оставили когда-то медицину?


– Нет, не жалею. Работа кастинг-директора мне нравится и я считаю, что у меня она хорошо получается, потому что я имею большой опыт работы с людьми – в больнице, в управлении социальной защиты, в интернатах. На моем пути попадались очень разные судьбы, и поэтому, когда я читаю сценарий, мне легко представлять реальных людей со своими проблемами, своим горем. Я сразу начинаю рисовать себе типаж, и, как мне кажется, попадаю довольно точно.


Над чем работали в последнее время?


Завершила год серьезной картиной, основанной на реальных событиях, под названием «Военный корреспондент». Это история американского журналиста, занимающегося расследованием событий на Украине. Главного героя сыграл прекрасный австрийский актер Вольфганг Черни. Морально было очень тяжело, так еще и продюсеры кинокомпании оказались непорядочны, решили «кинуть» команду на зарплаты. Ну, да Бог с ними! Год закончился, и все плохое оставим позади. Сейчас набираюсь сил, к февралю возвращаюсь в родную компанию Star Media – и снова в бой.


Беседовала Алла Алешина

Назад к списку новостей